Мировой климатический рынок в первой половине 2009 года(20.12.2009)
Спад продаж
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем мирового климатического рынка в первой половине 2009 года сократился на 10 %. Помимо экономического спада свою роль в этом сыграла и холодная погода, установившаяся на территории большинства стран — потребителей оборудования для кондиционирования воздуха. Естественно, что сочетание этих двух факторов негативно сказалось прежде всего на бытовом сегменте.
В США продажи бытовых оконных и полупромышленных кондиционеров сократились на 30 %. В Японии, по данным Японской промышленной ассоциации кондиционирования и холодильного оборудования (JRAIA), за это время было продано 3,7 миллиона комнатных и 313000 полупромышленных кондиционеров, что меньше, чем за аналогичный период прошлого года, на 9 % и 15 %, соответственно. Рынок Европы сократился на одну пятую часть.
Зато на крупнейшем рынке климатического оборудования — в Китае наблюдался рост на 6 %. Выросли продажи и в Австралии — на 5 %.
Меры по стимулированию рынка
Экономическая ситуация вынуждает руководство многих стран принимать меры по стимулированию рынка. На борьбу с кризисом правительство США выделило 787 миллиардов долларов, из которых более 30 миллиардов предназначено для проектов, связанных с повышением энергоэффективности и использованием возобновляемых источников энергии.
В Европе принимают схожие меры, суммарный объем европейского «вклада» в борьбу с рецессией — около трети от американского «стимуляционного пакета».
В Японии практикуют использование так называемых «эко-баллов», которые получает каждый покупатель энергоэффективного бытового оборудования. Впоследствии «эко-баллы» можно использовать вместо денег при покупке товаров и услуг.
Китайское правительство поддерживает внутренний рынок, стабилизируя валютный курс и повышая экспортные скидки. Кроме того, там принят план по продвижению бытовой техники в сельские регионы. По нему государство выделяет деревенским жителям 13 %-ную субсидию при покупке кондиционеров, холодильников и другой бытовой техники.
США
Рынок недвижимости в Соединенных Штатах сокращался на протяжении последних четырех лет. Вследствие этого с 2005 года объем продаж оборудования для кондиционирования воздуха уменьшился наполовину.
Сказался на снижении продаж и грядущий запрет на использование в новом оборудовании фреона R22 — объемы заказов на кондиционеры, использующие этот хладагент, сократились на треть.
VRF-системы появились на американском рынке недавно, и это, пожалуй, единственный сегмент, продемонстрировавший быстрый рост. Объем продаж оборудования этого типа в США в 2009 году оценивается в 12000 штук.
Европа
Большую долю европейского рынка занимают безвоздуховодные сплит-системы, конкуренцию им составляют более перспективные VRF-системы. Устройства, рассчитанные только на охлаждение, постепенно вытесняются кондиционерами с инверторным управлением, имеющими функцию «теплового насоса». Доля мульти-сплит-систем по-прежнему невелика.
Интерес к энергосберегающим технологиям проявляют как правительства европейских государств, так и простые потребители. В декабре минувшего года Евросоюз расширил список возобновляемых источников энергии, и теперь аэро- и гидротермальные тепловые насосы имеют те же привилегии, что и «ветряки» с солнечными батареями.
Первые шесть месяцев 2009 года характеризовались снижением продаж кондиционеров во всех европейских странах. В Испании спрос на бытовые кондиционеры по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал почти на 30 %. Чтобы как-то оживить рынок, испанское правительство приступило к реализации проекта «Обновление», стимулирующего замену неэффективной бытовой техники оборудованием класса А.
Во Франции падение составило 10 %. В Германии продажи в первой половине года снизились на 29 %.
Климатический рынок России, бурно росший в течение нескольких лет, теперь сократился на 40 %. В Турции продажи упали на 30 %.
Исключение из общей пессимистической картины — Италия, где сокращения рынка кондиционеров воздуха не наблюдалось. Роста, впрочем, тоже.
Япония
В мае в Японии было продано около 715000 кондиционеров, что на 11,3 % меньше, чем в том же месяце предыдущего года. Лишь четвертая неделя июня характеризовалась некоторым превышением прошлогодних показателей. Введение «эко-баллов» не смогло радикально изменить ситуацию, однако, поскольку ради этих баллов большинство потребителей стремятся приобретать более дорогую технику класса hi-end, в денежном выражении падение не столь велико.
Китай
В Китае с января по май было произведено около 27,7 миллиона кондиционеров, на 28,7 % меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Продано же 29,4 миллиона штук (из них 13,4 миллиона — на внутреннем рынке), что на 24 % меньше, чем в прошлом году. Помимо рекордного снижения объемов производства и продаж, эти цифры свидетельствуют и об уменьшении количества кондиционеров на складах.
Объем экспорта в эти месяцы составил 69,4 % от аналогичного показателя за январь — май 2008 года.
Однако в июне объем продаж вырос на 7,9 %, составив 7,2 миллиона кондиционеров. Из них, на внутреннем рынке продано 4,7 миллиона штук, что на рекордные 47,3 % больше, чем в июне 2008 года. Объем экспорта при этом оказался меньше прошлогоднего значения на 38,5 %.
Феноменальный рост продаж внутри Китая вызван не только успешной реализацией планов правительства КНР по стимулированию производства и потребления, но и жаркой погодой, а также продолжающимся ростом рынка недвижимости. Все эти факторы обеспечили более чем 20 %-й рост внутренних продаж климатической техники и в июле, и в августе.
В июне 2009 года объем складских запасов Китая составлял 6,6 миллиона кондиционеров, что на 38,5 % меньше, чем в том же месяце 2008 года. Столь активное освобождение складов позволило на 8 % увеличить объемы производства.
Все будет хорошо
Во втором квартале 2009 года экономический спад замедлился. Продажи бытовой техники в мире принесли 71,1 миллиарда долларов, что на 4,2 % больше аналогичного показателя за первый квартал. Что касается индустрии климата, в июне выросли продажи в таких странах, как Китай, Испания, Италия, Франция, Германия.
Исследования рынка дают повод для оптимизма. Эксперты JARN считают, что климатический рынок полностью оправится от последствий кризиса уже к концу этого — началу следующего года.
|