Проблемы повышения безопасности аммиачных систем(08.09.2013)
Одним из участников 5-й конференции Международного института холода «Холодильные технологии с использованием аммиака», проходившей в г. Охрид с 9 по 11 мая 2013 г., стал Э. Пирсон, представитель компании Star Refrigeration. Он проанализировал причины ряда несчастных случаев, связанных с эксплуатацией аммиачных систем, изложил основные положения существующего подхода к регулированию в вопросах обеспечения техники безопасности и высказал идеи по оптимизации в этой области.
Анализ мер безопасности необходим в первую очередь для того, чтобы убедиться в их адекватности. Излишняя строгость мер может стать причиной пренебрежения ими со стороны технического персонала, чрезмерная мягкость приведет к тому, что некоторые сценарии возникновения и развития происшествий буду не приняты во внимание.
Э. Пирсон проанализировал 12-летнюю историю несчастных случаев, имевших место на предприятии, 90% операций которого связано с поставкой и техническим обслуживанием аммиачных систем. Анализ позволил заключить, что 82% происшествий – это ситуации, когда сотрудник наступает на предмет или сталкивается с ним, поднимает или перевозит оборудование или сырье, падает или получает травму, работая с оборудованием. За 12 рассматриваемых лет имели место только 5 случаев утечки или выброса газа и при этом ни один из них не привел к отравлению и только три из них были связаны с аммиаком. Классификация травм по характеру показывает, что в 80% случаев персонал получал порезы, ушибы, растяжения и ожоги.
Далее автор привел несколько примеров несчастных случаев, связанных с применением аммиака, без указания конкретных лиц и компаний. Один из случаев связан с гибелью техника, который недостаточно надежно обеспечил отвод аммиака из холодильной системы, что привело к вдыханию паров аммиака, потере сознания и, поскольку концентрация аммиака на уровне пола была выше, чем на уровне человеческого роста, его гибели.
Второй случай связан с гибелью двоих техников в результате проведения работ по дренажу масла из встроенных маслоспускных клапанов. Один из техников, считая, что открывает клапан с винтовым соединением, на самом деле отвинтил его. В результате клапан отделился от трубы, и в людей ударила сильная струя жидкого аммиака.
Третье происшествие возникло в результате утечки аммиака, обусловленной разрушением всасывающего коллектора гидравлическим ударом и сбоем системы детекторов. После обнаружения аварии персонал был эвакуирован, но от искры, источник которой не был установлен, облако паров аммиака воспламенилось. Человеческих жертв в данном случае не было, однако предприятие понесло крупные убытки от разрушения здания и потери продукции.
Четвертый приведенный Э. Пирсоном случай связан с разрушением клапана по неизвестной причине. В результате происшествия техник, проводивший работы на системе получил удар струи в ноги и пах, сумел покинуть помещение, подать сигнал тревоги и принять аварийный душ. Результатом стали серьезные травмы.
Анализ роли техники безопасности в этих примерах показал следующее. В первом случае правила ТБ были нарушены непосредственно обслуживающим персоналом. Во втором применялось некондиционное оборудование (винтовые соединения маслоспускных клапанов не должны отвинчиваться при открытии клапана) и были допущены ошибки самим персоналом. В третьем случае предпосылкой аварии стали изменения начального проекта, а в четвертом причина аварии заключалась в поломке оборудования.
Иными словами, в приведенных четырех случаях происшествия были инициированы не только самими техниками, но и проектировщиками и монтажниками, т.е. лицами, непосредственно в момент происшествия не присутствовавшими.
При анализе большего числа травм и смертей, связанных с токсичными свойствами аммиака, становится очевидно, что многие из них происходят в результате ручного вмешательства в систему, и хотя нормы техники безопасности обычно содержат предписания по выполнению таких операций, учесть все возможные ситуации не представляется возможным.
По мнению Э. Пирсона действующие стандарты техники безопасности обновляются бессистемно, и зачастую мелочам уделяется большое внимание, а важным аспектам — минимальное. В качестве обоснования своей позиции он приводит пример расчета кратности воздухообмена машинных залов, который основывается на общем объеме хладагента в системе без учета типа оборудования или хладагента, хотя в определенный момент времени в машинном зале присутствует только часть хладагента, да и оборудование обычно не позволяет всему объему попасть в воздух за короткий промежуток времени. Другой пример нелогичности требований — меры, регулирующие применение хладагентов, которые невозможно в обычных условиях и за короткое время перевести из жидкого состояния в газообразное.
В этой связи автор предлагает подход, основанный на количественной оценке рисков. Так, в зонах пребывания людей объем хладагента предлагается ограничить не общим объемом содержимого системы, а объемом, который может сконцентрироваться в такой зоне даже при соблюдении требований к эксплуатации или ремонту. Идея риск-ориентированного подхода не нова: он отчасти применяется в стандарте EN378:2008 или ИСО 5149 (2012).
Применение этого подхода в отношении аммиачных систем потребует введения новых мер, например, установки дополнительных детекторов, но в то же время позволит использовать аммиак в тех сферах, куда сегодня ему вход запрещен в силу действующих норм безопасности.
Помимо перечисленного, риск-ориентированный подход отвечает директивам ЕС по безопасности, например, директиве по машинам, механизмам и машинному оборудованию, директиве по оборудованию, работающему под давлением.
В качестве заключения Э. Пирсон еще раз подчеркнул важность исключения из стандартов противоречивых положений, гармонизации стандартов и перехода к риск-ориентированному подходу. Говоря о применении аммиака, он обратил внимание на крайне ограниченное число инцидентов, связанных с проявлением токсичных свойств аммиака, а также на то, что соблюдение требований техники безопасности позволяет избежать несчастных случаев, как пользователям аммиачных систем, так и лицам, занятым в их обслуживании и ремонте.
Правила использования материалов сайта
|
|