Украинский кондиционерный рынок 2012 года: итоги, тенденции, перспективы(17.12.2012)
Согласно озвученным данным операторов климатического рынка, 2012 год выдался достаточно тяжелым для рынка климатической техники. Прогнозы, озвученные экспертом год назад, подтвердились. По предварительным оценкам, объем продаж на кондиционерном рынке сократился более чем на 20%.
По мнению специалистов, основными факторами, которые повлияли на развитие украинского кондиционерного рынка, являются:
-
Спад в мировой экономике и экономике стран Еврозоны.
-
Еврочемпионат по футболу летом 2012 года.
-
Политическая борьба в связи с парламентскими выборами осенью 2012.
Эксперты отмечают, что экономика Украины очень чувствительна к негативным явлениям в экономике Еврозоны и мирового рынка:
-
влияние на банковскую систему;
-
влияние уровня мировых цен на сырье, металлургическую продукцию, энергоресурсы.
Большинство прогнозов, сделанных в начале сезона, сбылись, что подтверждают следующие данные. Сокращение рынка произошло практически во всех сегментах рынка. Падение, которое началось еще в 2011 году, оценивается даже ниже пессимистичного прогноза в 15%. Реально - рынок сократился на 20-25% в бытовом сегменте. Динамика была крайне неравномерна, как среди различных сегментов рынка, так и отдельных видов оборудования внутри отдельного сегмента.
Подтвердился рост рыночной доли кондиционеров на хладагенте R-410A (на смену R-22). Хотя прирост был не такой существенный, как прогнозировалось, в т.ч. из-за остатков прошлых периодов.
К сбывшимся прогнозам также можно отнести повышение цен на оборудование бытовой гаммы кондиционеров воздуха «низкого ценового сегмента» - на некоторые торговые марки в первом полугодии. Однако, с другой стороны, те компании, кто решил свернуть кондиционерный бизнес, распродавали оборудование без получения прибыли, то есть, снижали цены. Кроме того, образовались значительные запасы нераспроданного кондиционерного оборудования 2011 года и, как следствие, произошло снижение закупок дистрибьюторов по сравнению с 2011 годом. Сегодня существуют «переходящие складские остатки». Произошла минимизация складских запасов (вплоть до отказа от таковых) со стороны инсталляционных компаний.
Имела место борьба в среднем ценовом сегменте между ведущими мировыми брендами, но она только начинается в конце 2012 года с переходом на 2013 («бюджетные» инверторные модели + не-инверторы с высокими коэффициентами EER/COP). Продолжается перегруппировка сил среди операторов рынка: снижение количества реальных дистрибьюторских компаний, укрупнение бизнеса, возможность изменения брендов дистрибьюторами. Поиск путей увеличения рыночной доли.
Важно отметить, что наблюдается рост интереса потребителя к энергоэффективному оборудованию. Акцент на полный «жизненный цикл оборудования», но пока не у всех Заказчиков. Как следствие упомянутых фактов - наблюдалось снижение рентабельности кондиционерного бизнеса, особенно во втором полугодии.
На климатический рынок Украины имеют влияние и следующие тенденции мирового рынка:
1. Возрастание роли рынков развивающихся стран.
2. Повышенное внимание при разработке и создании новых моделей кондиционеров уделяется энергосбережению и уровню комфорта:
3. Учет экологических аспектов выпускаемого оборудования, включая разработку новых, более экологически чистых хладагентов (дифференциация хладагентов по видам оборудования).
4. Усиление конкурентной борьбы среди моделей, рассчитанных на массового потребителя (более доступных по цене), за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции, что возможно в результате:
-
переноса производства ближе к рынкам сбыта;
-
переноса производства в страны с более дешевой рабочей силой;
-
создания моделей, более доступных по цене;
-
альянсы, слияние и поглощение среди производителей.
Одной из важных тенденций, характеризующей климатический рынок в 2012 году, стало усиление интереса потребителей и корпоративных клиентов к энергоэффективному оборудованию и новым технологиям, что в свою очередь, отразилось на продажах новых моделей оборудования и систем, в которых воплощены указанные инновации. Например, усиливается интерес потребителей к климатической технике, использующей альтернативные возобновляемые источники энергии.
Наиболее востребованные моделями в сегменте бытового кондиционерного оборудования в 2012 году, по-прежнему, остались сплит-системы настенного типа холод-тепло, холодопроизводительностью 2,5 кВт. Также был отмечен более высокий интерес к моделям холодопроизводительностью 7 кВт (настенные) и 12 кВт (канальные).
В сегменте мультизональных систем наибольшим спросом пользовались VRF-системы холод-тепло холодопроизводительностью 28 кВт. А также чиллеры малой мощности, с воздушным охлаждением конденсатора (холодопроизводительность от 80 до 200 кВт).
Среди основных показателей климатического рынка Украины на сегодняшний день:
-
Количество марок кондиционеров - около 60.
-
Ведущие дистрибьюторские компании – (10-15).
-
Количество дилеров >1500.
-
Высокая доля одинарных сплит-систем (~96%) .
-
Достаточно высокая доля сплит-систем НЕ ИНВЕРТОРНОГО ТИПА (~90%).
-
Низкая доля мультисплит-систем (не более 1%).
Операторы климатического рынка пытаются спрогнозировать, что ожидает украинский рынок в 2013 году. Они называют следующие тенденции:
-
Стагнация кондиционерного рынка во всех сегментах.
-
Неравномерная динамика, как среди различных сегментов рынка, так и отдельных видов оборудования внутри отдельного сегмента.
-
Возрастание роли (в связи с уменьшением объема рынка в целом) сегмента рынка по замене морально/физически устаревших кондиционеров воздуха на новые.
-
Продолжение роста рыночной доли кондиционеров на хладагенте R-410A (на смену R-22).
-
Появление на рынке моделей, которые нельзя будет продавать в Европе с 01.01.2013, но которые не запрещены в Украине.
-
Остатки нераспроданного кондиционерного оборудования 2011 / 2012 годов и, как следствие, снижение закупок дистрибьюторов, по сравнению с 2012 годом.
-
В 2013 году более существенный вклад в структуру продаж кондиционерного рынка будут вносить «бюджетные» бытовые сплит-системы. Среди наиболее «ходовых» бытовых сплит-систем больший рыночный вес приобретут модели холодопроизводительностью менее 2,5 кВт. Следуя общемировым тенденциям, на рынке Украины существенно увеличится предложение инверторных моделей.
-
Борьба в среднем ценовом сегменте между ведущими мировыми брендами («бюджетные» инверторные модели и модели 2,0 кВт по холоду).
-
Снижение цен на модели из High-End сегмента.
-
Ужесточение конкурентной борьбы между кондиционерными компаниями на всех уровнях, в связи со сжатием кондиционерного рынка.
-
Перераспределение рыночных долей между операторами рынка. Хаотичный поиск операторами рынка путей сохранения своей рыночной доли. Попытки использования Интернет-магазинов как «панацеи» от снижения продаж бытовых кондиционеров.
-
Несоответствие между требованиями пользователей и реальной стоимостью сервисного обслуживания уже установленных промышленных кондиционеров воздуха (на фоне продолжающегося кризиса).
-
Снижение рентабельности кондиционерного бизнеса.
Четко наметились основные проблемы кондиционерного рынка, требующие решения. Это, в первую очередь, Интернет-торговля кондиционерами воздуха, в ходе которой риски для покупателя возрастают. Еще одна проблема - возрастание риска предложения устаревшего и энергонеэффективного оборудования по очень низкой цене, в связи с ужесточением экологических и энергетических требований как в странах ЕС, так и в Китае.
Кроме того, на фоне ужесточения конкурентной борьбы возможна недобросовестная конкуренция со стороны компаний, которые любой ценой хотят увеличить своё присутствие на рынке. Снижение интереса крупных инсталляционных компаний к сегменту бытовых кондиционеров, что в конечном итоге, ведет к снижению качества монтажных бригад.
Подводя итог, можно констатировать, что среди основных тенденций следующего года – устойчивый спрос на высокорентабельные системы и комплексные решения для крупных объектов, а также на энергоэффективное надежное оборудование в малом строительстве и частных домах. Хотя количество реальных объектов не вызывает, на сегодняшний день, большого оптимизма у операторов рынка. Дополнительный толчок к развитию кондиционерного рынка получит сервисное направление, а ключевыми маркетинговыми инструментами будут различные программы лояльности для партнеров и клиентов.
Правила использования материалов сайта
|
|