Вентиляция помещений магазинов
Помещения магазинов должны оборудоваться системами кондиционирования или вентиляции с механическим побуждением. Объем приточного воздуха, поступающего путем вентиляции, должен полностью компенсироваться вытяжкой.
В магазинах должны поддерживаться оптимальные параметры воздуха в соответствии с данными СНиП 2.04.05-91. При расчете вентиляции предприятий розничной торговли руководствуются данными, приведенными в СНиП 2.08.02.89 и представленными в таблице расчетных параметров воздуха торговых помещений.
Расчетное количество людей, находящихся в торговых залах, определяется исходя из площади торгового зала: на каждого посетителя приходится по 3.5 кв.м. - для рынков, магазинов мебели, музыкальных, электро- и радиотоваров, книжных, спортивных, ювелирных магазинов, магазинов в сельской местности. В прочих продовольственных и непродовольственных магазинах на каждого посетителя приходится по 2.5 кв.м. площади торгового зала.
Если в магазине есть отдельные залы по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, то для каждого зала проектируют отдельную систему кондиционирования и приточно-вытяжной вентиляции.
Как правило, в кладовых организуют естественную вытяжную вентиляцию с раздельными каналами. Общеобменные системы вытяжной вентиляции с механическим побуждением из кладовых и подсобных помещений можно проектировать общими, если в местах пересечения стен и перегородок воздуховодами системы будут установлены огнезадерживающие клапаны.
Магазины, расположенные в первых этажах жилых или других зданий, должны иметь автономные системы кондиционирования или вентиляции, независимые от системы вентиляции остальной части здания.
Кратность воздухообмена в торговых залах магазинов определяют исходя из необходимости поглощения избытков тепла от людей, оборудования и солнечного излучения (с проверкой на ПДК углекислоты). При расчете тепло- и влаговыделения от покупателей соответствуют легкой работе, а тепло- и влаговыделения от обслуживающего персонала магазинов - работе средней тяжести. Выделение углекислоты СО2 составляет около 20 литров в час (как для покупателей, так и для продавцов) и не зависит от времени года. Содержание углекислоты в наружном воздухе составляет 0.5 л/куб.м. в черте города и 0.4 л/куб.м. в загородной местности.
Объем приточного воздуха для помещений магазинов определяют по расчетной зимней температуре для проектирования вентиляции (параметры А - средняя температура самого холодного месяца), объем удаляемого воздуха - по расчетной летней температуре (параметры А - средняя температура самого жаркого месяца), кондиционирование рассчитывают по параметрам Б (температура и энтальпия наиболее жаркой пятидневки).
Рециркуляция допустима в торговых залах магазинов, кроме залов с химическими, синтетическими или другими пахучими веществами и горючими жидкостями. При этом наружный воздух должен подаваться в объеме не менее 20 куб.м. в час на человека.
Применение тепловых завес
Воздушно-тепловыми завесами нужно оборудовать: - тамбуры входов для покупателей в магазинах торговой площадью 150 кв.м. и более (для рынков 600 кв.м. и более) при расчетной температуре наружного воздуха для холодного периода минус 15 градусов и ниже. - ворота в разгрузочных помещениях продовольственных магазинов торговой площадью 1500 кв.м. и более при расчетной температуре наружного воздуха для холодного периода минус 15 градусов и ниже.
Помещение
|
Расчетная температура в холодный период
|
Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха
|
Приток
|
Вытяжка
|
Торговые залы площадью 250 кв.м. и менее в магазинах:
|
|
продовольственных
|
12
|
-
|
1
|
универсальных и непродовольственных
|
15
|
-
|
1
|
Торговые залы площадью более 250 кв.м. в магазинах:
|
|
продовольственных
|
12
|
по расчету
|
универсальных и непродовольственных
|
15
|
Залы рыночной торговли
|
8
|
естественная вентиляция
|
Помещения рынка для продажи картофеля
|
8
|
-
|
1 (2/3 из нижней зоны механическая вент.)
|
Разгрузочные помещения
|
10
|
по расчету
|
Помещения для подготовки товаров к продаже
|
16
|
2
|
1
|
Помещения приема и выдачи заказов
|
12
|
-
|
1
|
Демонстрационные залы
|
16
|
2
|
2
|
Разрубочные
|
10
|
3
|
4
|
Кладовые:
|
|
бакалея, хлеб, кондитерские изделия
|
16
|
-
|
0.5
|
гастрономия, рыба, молоко, фрукты, вина, пиво, напитки
|
8
|
-
|
1
|
обувь, парфюмерия, товары бытовой химии
|
16
|
-
|
2
|
прочие товары
|
16
|
-
|
0.5
|
Камеры для мусора
|
-
|
|
1
|
Охлаждаемые камеры:
|
|
мясо, полуфабрикаты, гастрономия
|
0
|
-
|
-
|
рыба
|
-2
|
-
|
-
|
овощи, ягоды, фрукты, кондитерские изделия, напитки
|
4
|
4 (периодическая)
|
4
|
мороженое, пельмени, замороженные продукты
|
-12
|
-
|
-
|
пищевые отходы
|
2
|
-
|
10
|
Помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря
|
8
|
-
|
1
|
Бельевые
|
18
|
-
|
0.5
|
Машинное отделение с водяным охлаждением
|
5
|
2
|
3
|
Машинное отделение с воздушным охлаждением
|
5
|
по расчету
|
Мастерские, лаборатории
|
18
|
2
|
3
|
Помещение приема стеклотары
|
16
|
|
|
|
|