Система вентиляции крытых автостоянок: мониторинг CO, выбор датчиков и топография установки
В последние годы в нашей стране резко возросли масштабы строительства автотранспортных тоннелей, складских терминалов, а также подземных и крытых автостоянок и соответственно резко увеличилась численность населения страны, пользующихся этими сооружениями.
Важным аспектом эксплуатации таких сооружений является обеспечение безопасности людей - длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма, продукты сгорания топлива могут стать причиной различных заболеваний.
Традиционно, в качестве индикатора всего набора выхлопных газов автомобилей выступает окись углерода (угарный газ). В п.6.13 СНиП 21-02-99 указано: «В автостоянках закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих сигнальных приборов по контролю СО, устанавливаемых в помещении с круглосуточным дежурством персонала».
Однако не меньшую опасность представляют оксиды азота (NO2), примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ. Ниже представлена таблица состава автомобильных выхлопных газов.
Таблица 1. Состав автомобильных выхлопных газов.
Компоненты выхлопного газа
|
Содержание по объему, %
|
Примечание
|
Двигатели
|
бензиновые
|
дизельные
|
Азот
|
74,0-77,0
|
76,0-78,0
|
нетоксичен
|
Кислород
|
0,3-8,0
|
2,0-18,0
|
нетоксичен
|
Пары воды
|
3,0-5,5
|
0,5-4,0
|
нетоксичен
|
Диоксид углерода
|
5,0-12,0
|
1,0-10,0
|
нетоксичен
|
Оксид углерода (СО)
|
0,1-10,0
|
0,01-5,0
|
токсичен
|
Оксид азота (NO2)
|
0,0-0,8
|
0,0002-0,5
|
токсичен
|
Рекомендуется регистрировать и следить за изменениями NO2, если автостоянка кроме бензиновых автомобилей также обслуживает транспортные средства с дизельным двигателем.
В зоне стоянки автомобилей для дальнейшего контроля должны быть измерены следующие параметры:
Число датчиков или точек замеров CO и NO2 зависит от множества факторов, таких как:
-
Доступная парковочная площадь стоянки и, как следствие, количество автомобилей, которое может принять автостоянка.
-
Загрузка на выездах и въездах на территорию автостоянки, то есть число транспортных средств, ожидающих обслуживания.
-
Парковочное пространство, используемое общественным или грузовым автотранспортом.
Общее число датчиков, обеспечивающих контроль качества воздуха, может быть примерно вычислено по следующей формуле:
Где N = число датчиков СО или NO2, L = длина автостоянки(в метрах), W = ширина автостоянки (в метрах), А = площадь автостоянки (в квадратных метрах).
Газоанализаторы обязательно размещают возле:
Рекомендуемые типы датчиков и ожидаемая продолжительность жизни сенсора:
Система регистрации и мониторинга CO или NO2 в общем случае содержит: газовый контроллер, набор датчиков и устройства оповещения. При этом объединение устройств в единую сеть возможно двумя способами:
• Конфигурация сети – «Звезда»; предполагает подключение датчиков по отдельности к газовому контроллеру и характерна для аналоговых систем.
Рис. 1. Конфигурация сети «Звезда» для аналоговых систем.
• Конфигурация сети – «с общей шиной»; предполагает подключение всех устройств к единой шине данных и характерна для цифровых систем.
Рис. 2. Конфигурация сети «с общей шиной» для цифровых систем.
Рекомендации по выбору конфигурации сети:
-
подключение типа «Звезда», если датчиков меньше 20;
-
подключения «С общей шиной», если датчиков больше 20.
Подключение датчиков к общей шине заметно снижает стоимость цифровой системы и значительно облегчает процесс снятия данных и управления датчиками, что в конечном итоге приводит к снижению стоимости по сравнению с аналоговой системой.
Пример датчика для аналоговой системы
MSR детектор газа MA-0-1110, MA-2-1130
Рис. 3. Детектор газа MA-0-1110.
Особенности:
-
детектируемый газ CO, NO2;
-
диапазон измерений 0-300 ppm, 0-20 ppm;
-
тип сенсора: электрохимический;
-
стандартный выходной сигнал 4-20 мА;
-
простота обслуживания и калибровки;
-
защита от перегрузок и обратной полярности;
-
долговечность сенсора (более 5 лет);
-
низкий дрейф нуля;
-
IP65 защищенный корпус;
-
рабочая температура от -10 до +50 ?С;
-
время реакции t90<50 сек.
Пример газового аналогового контроллера
MSR аналоговый контроллер MGC-04
Рис. 4. Аналоговый контроллер MGC-04.
Особенности:
-
применим для мониторинга концентрации CO, CO2, NO, NO2, NH3, O2, SO2, H2S, Cl2, ETO, легковоспламеняющихся газов и хладагентов;
-
функция авто-диагностики, LED-дисплей;
-
встроенное аварийное питание;
-
пять регулируемых порогов срабатывания оповещения для каждого канала;
-
4 реле оповещения с максимальным напряжением 250В, силой тока 5А;
-
аналоговые выходы 4-20 мА;
-
IP65 защищенный корпус;
-
возможность контроля до 24 аналоговых датчиков.
Пример универсального датчика для цифровой системы
MSR аналоговый/цифровой датчик ADT-03-1110
Рис. 5. Аналоговый/цифровой датчик ADT-03-1110.
Особенности:
-
детектируемый газ CO;
-
диапазон измерений 0-300 ppm (опционально 50 – 2000 ppm );
-
тип сенсора: электрохимический;
-
цифровая обработка измеряемых значений с учетом температурной компенсации;
-
последовательный интерфейс RS-485 ModBus;
-
низкий дрейф нуля;
-
долговечный чувствительный элемент, модульная технология сборки, простота обслуживания;
-
устойчивость к поляризации, перегрузкам и защита от короткого замыкания;
-
выходной аналоговый сигнал с параметрами: (0) 4-20 мА/(0) 2-10В, регулировка перемычкой;
-
IP65 защищенный корпус.
Пример газового цифрового контроллера
MSR цифровой контроллер DGC-05
Рис. 6. Цифровой контроллер DGC-05.
Особенности:
-
до 98 точек замера при конфигурации с общей шиной;
-
применимость для мониторинга CO, CO2, NO, NO2, NH3, O2, SO2, H2S, Cl2, ETO, легковоспламеняющихся газов и хладагентов;
-
функция авто-диагностики, LED-дисплей;
-
последовательный интерфейс RS-485 с опцией ModBus;
-
пять регулируемых порогов срабатывания оповещения для каждого канала;
-
до 30 реле с SPDT, без потенциалов (250В AC, 5А);
-
реле неисправности с SPDT, без потенциалов (250В AC, 5А);
-
4 аналоговых выхода от 4 до 20 мА.
На рынке существует множество систем приточно-вытяжной вентиляции крытых автостоянок, используемых для снижения или исключения риска отравления. Основная цель подобных систем заключается в том, чтобы обеспечить подачу свежего воздуха в определенном объеме. Хотя такой подход эффективен, однако расходы, связанные с эксплуатацией системы вентиляции, нередко оказываются весьма высоки.
В данной ситуации можно поступить иначе: контролировать уровень СО и регулировать работу системы вентиляции таким образом, чтобы уровень угарного газа находился в допустимых пределах и за счет этого снизить эксплуатационные расходы.
Правила использования материалов сайта
|
|