Логин:
Пароль:
Сохранить логин и пароль
Для получения логина и пароля пишите на почту do@planetaklimata.com.ua
Страницы: 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175



Ватикан доверил компании Carrier создание и монтаж системы кондиционирования

(31.01.2009)

Именно популярность фресок Микеланджело могла стать причиной их гибели. Знаметиные фрески на стенах и потолке Сикстинской Капеллы ежегодно привлекают миллионы посетителей - и каждая группа туристов оставляет в капелле очередную порцию губительных для росписи пыли, тепла и влаги.

Проблема усугубилась в результате реставрации фресок, вернувшей им изначальную яркость и ошеломляющее богатство цвета. После того, как были удалены накопившиеся веками слои свечной копоти, животного клея и обычной пыли, фрески стали еще более уязвимыми к перепадам температуры и влажности, создаваемым ежедневными потоками посетителей.

Ватикан доверил компании Carrier создание и монтаж системы кондиционирования, которая поддерживала бы оптимальные условия для сохранения фресок и в то же время не мешала бы паломникам со всего мира любоваться работами Микеланджело.

Специалисты Carrier скомбинировали готовые охлаждающие и обогревающие агрегаты с компьютеризированной системой управления и электронными датчиками. В результате:

  • Система кондиционирования обдувает расписанные фресками стены и потолок капеллы воздухом со строго рассчитанной скоростью, температурой и влажностью.
  • Мощные фильтры очищают воздух от пыли, химически активных загрязнений и даже частиц размером с бактерию. Одновременно система обдувает посетителей капеллы мощным воздушным потоком, удерживающим пыль и влагу возле пола помещения.
  • Система кондиционирования позволила отказаться от проветривания через окна и запечатать запечатать окна капеллы, не впуская внутрь выхлопные газы и другие загрязнения, которые содержатся в Римском воздухе, как и в атмосфере любого мегаполиса.

Пока Вы не знаете точно, куда смотреть - Вы не заметите систему кондиционирования Сикстинской капеллы. Добиться этого было нелегко при кондиционировании 400-летнего здания с трехметровой толщины стенами. И Carrier решила задачу практически идеально.

Carrier создает идеальный климат для шедевров мирового искусства

Ученым и реставраторам удалось повернуть время вспять, используя современные технологии. Сегодня мы видим фрески Сикстинской капеллы именно такими, как их создал Микеланджело в начале 16 века. Однако после того, как фрески очистили впервые за почти 500 лет, они подверглись опасностям 20 века, о которых и не подозревал Микеланджело. Когда слой тусклого коричневого животного клея был счищен с фресок, руководство Ватикана выяснило, что разрушение фресок продолжится, пока в помещении капеллы не будет поддерживаться идеальная атмосфера. Свечная копоть больше не является проблемой, но в современном городском воздухе много выхлопных газов и агрессивных химических примесей в воздухе. Наибольший же вред росписи собора наносит конденсирующаяся на поверхности фресок влага и быстрое изменение температуры и влажности из-за толп туристов и паломников. За год собор посещают два миллиона людей, выделяя в его атмосферу тонны влаги, которую необходимо удалять.

Изучение температуры и скорости воздушного потока под сводами показало, что каждое утро, при появлении посетителей, поток нагретого влажного воздуха врывается под своды капеллы. Затем теплый воздух распространяется под потолком, охлаждается и опускается вдоль стен. В процессе загрязнения осаждаются на стены и потолок, а поскольку потолок холоднее воздуха, то на нем конденсируется влага. Эта влага на поверхности фресок способствует протеканию вредных для росписи химических реакций, росту плесени и грибков, осаждению солей по мере того, как влага впитывается в штукатурку.

Цель системы климат-контроля Carrier, работающей сейчас в капелле, состоит в том, чтобы обеспечить доступ посетителей в капеллу и при этом защитить стены и потолок от воздействия влаги, пыли и перепадов температур. Относительная влажность воздуха, омывающего фрески, круглогодично поддерживается на уровне 55%(+/-5%). Постоянство относительной влажности - один из главных факторов для сохранности фресок, поскольку перепады влажности заставляют штукатурку "вдыхать и выдыхать": впитывать и испарять воду, что быстро приводит к ее разрушению. Температура воздуха также дожна поддерживаться стабильной, однако допустимо ее колебание от +25С зимой до +20С летом. Это снижает парапед температур между стенами и потолком капеллы и препятствует осаждению грязи на поверхность фресок. Такой выбор параметров воздуха гарантирует, что "точка росы" (температура, при которой влага начинает конденсироваться из воздуха) всегда на несколько градусов ниже температуры в помещении.

Система кондиционирования Сикстинской капеллы состоит из множества отдельных устройств - чиллеров, приточных установок, насосов, клапанов, градирен - связанных электронной системой компьютерного управления, позволяющей каждой части системы передавать данные другим частям, и изменять режим работы с зависимости от показаний датчиков, установленных в различных местах капеллы. Система работает подобно живому организму, где датчики - это глаза и уши, кондиционирующие устройства - жизненно важные внутренние органы, а система управления - мозг и нервы.

92 датчика (из которых 40 - резервные) практически незаметны и не портят интерьер собора. Они постоянно измеряют температуру и влажность воздуха, а также температуру различных участков стен и потолка. Провода системы управления общей длиной 26 километров также почти не видны.

Два компьютерных терминала, один из которых находится на электростанции Ватикана в 5 минутах ходьбы от здания Сикстинской капеллы, а другой в офисе реставраторов, позволяют людям "общаться" с системой кондиционирования и получать от нее информацию.

Если датчики показывают, что влажность в летний день повысилась из-за наплыва туристов, то электронная система управления приточной установки определяет, что надо осушать воздух, охлаждая его. Управляющий сигнал подается на чиллер Carrier, расположенный двумя этажами ниже, и чиллер начинает охлаждать воду. Одновременно система управления откроет клапаны и включит насос, который перекачивает воду по трубам к приточной установке, которая изготовлена компанией Carrier S.A. (Франция). Свежий воздух с улицы поступает в приточную установку, проходит между труб с холодной водой, при этом он осушается и охлаждается. Затем температура осушенного воздуха регулируется с помощью независимой цепи управления.

Зимой в Сикстинской капелле меньше посетителей, чем летом, и уличная температура существенно ниже. Поэтому в подаваемый в помещение свежий воздух требуется, напротив, добавлять влагу.

Роспись Сикстинской капеллы

Самая известная капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино де Дольчи по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 годами, в эпоху правления папы Сикста IV.

Сикстинская капелла - это обширный прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравные части прекрасной мраморной оградой, выполненной Мино де Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело, которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино, Пинтуриккио, Лукой Синьорелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Боттичелли. Но славу, не сравнимую ни с чем, принес ей Микеланджело. Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чье сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 годы. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека.

Фрески Сикстинского плафона (1508-12) - самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия - от "Сотворения мира" до "Всемирного потопа", 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл "Предки Христа" в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов.

Четверть века спустя, между 1536-1541 годами, Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при папе Павле Третьем Фарнезе. Его новая огромная фреска Страшный Суд занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна.  В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске "Страшный Суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселе нную. Он поднял правую руку, вынося свой страшный приговор: "Подите, проклятые!". Это не произнесено, не написано, но так и слышится с фрески. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску, но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено "одеть" святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993).

Недавняя реставрация, проведенная по новейшей технологии с использованием компьютерных разработок, вернула фрескам былую яркость и силу светотени. С помощью японской телевизионной компании, предоставившей самую современную аппаратуру и прочие высокие технологии, удалось провести фото- и видео съемку каждой отдельной детали бесценных фресок Микеланджело, которыми расписан свод Сикстинской капеллы, а так же его фрески Страшный Суд, что позволило значительно сократить сроки реставрационных работ.

Результаты реставрации, начатой в 1981 году и законченной в 1994 году, вызвали удивление даже среди ученых и экспертов, так как они опровергали утверждение, цитируемое во всех литературных источниках, касающихся творчества Микеланджело. Было принято считать, что художник, находившийся в постоянных поисках подходящей колористической гаммы, обычно пользовался неяркими красками. Однако в процессе реставрационных работ проявились подлинные цвета фресок, потускневших от дыма свечей и атмосферных воздействий. И многие из пришедших в обновленную капеллу просто не поверили - подлинные образы художника оказались слишком сильными, а цвета - яркими, как на рекламном плакате. Некоторые историки искусства до сих пор отстаивают прежнюю капеллу, покрытую накопившейся за несколько веков свечной копотью и грязью. "Вновь обретенный" Микеланджело продолжает удивлять и восхищать миллионы туристов спустя почти пять столетий.

В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади верующие узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный - о продолжении Конклава.

 

 

 

Последние новости компании Carrier Corporation:

Мумия инкской девочки (Университет Перу)
Новая революционная линейка чиллеров Carrier
Carrier приобретает Noresco для рассширения своего бизнеса в области энергетики
Новый дистрибьютор Carrier в Европе

 

Все новости компании Carrier Corporation

 

Последние новости реализованных проектов:

Мумия инкской девочки (Университет Перу)
Гармония в действии
Carrier AHI выигрывает тендер на участие в оборудовании самого высокого небоскреба в Европе
Carrier выигрывает Гран-при в Монце, Италия

Страницы: 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175