Тепловые насосы: линия соприкосновения кондиционерного и отопительного рынков(03.12.2008)
Такое впечатление, что мир сошел с ума, не правда ли?! Производители бойлеров начали поставки систем кондиционирования воздуха, яркое тому подтверждение – недавнее решение компании VAILLANT выйти на британский рынок, а также инициатива VIESSMANN не отставать от своего предшественника.
Однако эта улица отнюдь не с односторонним движением – производители кондиционеров воздуха активно проникают на внутренний рынок систем центрального отопления. За подтверждением далеко ходить не надо, достаточно только взглянуть на комплексное решение отопления и охлаждения, именуемой Altherma производства компании DAIKIN или недавно выпущенную систему CO2 ECO от Sanyo, предназначенную для обогрева помещений и подготовки бытовой горячей воды с коэффициентом производительности COP равным 3.75.
Обе эти тенденции – как впрочем, и просачивающиеся новости о намерении компании Mitsubishi Electric атаковать Британский бойлерный рынок – перекликаются в одном: тепловые насосы. Эти поистине вездесущие системы служат своего рода мостом, несколько ликвидирующим существующий разрыв, и производители как отопительного, так и кондиционерного оборудования включают их сейчас в свою программу поставок.
Для этого есть уважительная причина. Ассоциация Производителей Тепловых Насосов (Heat Pump Association, HPA) формулирует это так: "Тепловые насосы обеспечивают больше энергии, чем потребляют посредством извлечения тепла из окружающей среды. В настоящее время, эти системы гарантируют 3 кВт теплопроизводительности лишь на 1 кВт энергопотребления. Теплота переносится из наружного или теплого отработанного воздуха, а также может извлекаться из водного источника, например реки, грунтовых или сточных вод.
Теплота от любого из этих источников используется в целях нагрева воздуха или воды для различных отопительных нужд. В отличие от других систем отопления, тепловые насосы могут также применяться для охлаждения помещений".
Секретарь HPA Terry Seward подчеркивает: "20 лет назад существовали определенные препятствия для работы на "чужих" территориях, сейчас же значительное число производителей бойлеров поставляют тепловые насосы, а большинство изготовителей кондиционерного оборудования предлагают свою продукцию на отопительном рынке.
Следовательно, былые препятствия теперь устранены. Почти устранены. Членами Ассоциации HPA являются сейчас как производители бойлеров, так и поставщики кондиционеров воздуха". Но все же, добавляет Seward: "Не все так гладко в отношениях двух климатических лагерей, демаркационная линия между этими территориями весьма неровная, поскольку одна сторона традиционно представляет рынок сжигания топлива, а другая была и остается в секторе охлаждения. У каждой есть собственные задачи и проблемы, как например законодательные нормы по фтороуглеродным газам на рынке охлаждения.
Т.е. на мой взгляд, каждая сторона все же будет придерживаться своего основного направления деятельности".
Graham Wright, Руководитель продукта при Sanyo Air Conditioners, вторит: "На коммерческом рынке, по моему мнению, края будут несколько размыты. Да, отопительные компании выходят на рынок со сплит-системами; однако, они не особо усердствуют в коммерческом секторе, состоящем преимущественно из систем VRF и чиллеров. Теоретически, поставщики отопительного оборудования могут, конечно, проявить определенную амбициозность для диверсификации в сегмент оборудования VRF, однако эта область сбыта традиционно считается технически насыщенной, а монтажные компании, конечные потребители и консалтинговые службы чрезвычайно консервативны".
В настоящее время, Ассоциация HPA работает совместно с другими заинтересованными организациями над новой сертификационной схемой для низко-эмиссионных технологий, известной под названием Microgeneration Certification Scheme (MCS). Это первая в своем роде система сертификации продукции и монтажных услуг, ориентированная на технологические решения с низким или нулевым уровнем выбросов углерода при теплоэнергетических процессах отдельными лицами, небольшими предприятиями и другими социально-общественными единицами для удовлетворения собственных нужд. Данная инициатива следует непосредственно за прошлогодним вручением подряда Государственным Департаментом по делам Бизнеса, Предпринимательства и Реформы системы Регулирования (ранее DTI, в настоящее время BERR) частному предприятию BRE Certification на разработку полноценной независимой схемы сертификации низко-эмиссионной продукции и монтажа, заменяющей остановленные сейчас программы Clear Skies и PV (Фотовольтаика).
Новая схема сертификации MCS, охватывающая целый ряд технологий, включая геотермальные, воздушные и водяные тепловые насосы, предназначена также для укрепления программы субсидирования Low Carbon Buildings Programme, направленной на снижения уровня выброса CO2 в атмосферу. Субсидии доступны исключительно лицам, использующим как продукцию, так и монтажные работы, сертифицированные согласно положениям MCS.
Схема MCS оценивает продукцию и монтажные услуги в соответствии с критериями для каждой технологии типа Microgeneration, – сюда относятся не только тепловые насосы, но и другие типы оборудования, связанные с солнечной тепловой энергией, биомассой, ветровой и гидроэнергией, – во имя повышения безопасности потребителей и обеспечения эффективного приложения государственных финансовых субсидий.
"Целью", по словам представителя BRE Certification, "является содействие в создании быстрорастущей промышленности на базе качественных и надежных технологических разработок с низким или нулевым уровнем выбросов СО2, значительно снижая тем самым зависимость Великобритании от ископаемого топлива, а также эмиссию углекислого газа".
Господин Seward из HPA полагает, что инициатива MCS существенно повлияет на рынок тепловых насосов. Хотя, по его мнению, "относительно зрелый" коммерческий рынок этих устройств, оценивавшийся в прошлом году приблизительно в £220 млн., продолжает развиваться с 5%-м приростом в год, бытовой сегмент все же представляет собой несколько другой коленкор. Seward подчеркивает: "Что касается бытового рынка, рост составляет свыше 100% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако сделать какой-то более или менее достоверный прогноз в отношении дальнейшего развития довольно трудно — возможно, до 30,000 тепловых насосов в год к 2011 году, начиная с прошлогоднего показателя приблизительно 2,000 систем".
Фактически, по данным BSRIA, Британский рынок тепловых насосов в 2005 году составлял около 1,000 единиц и увеличился до 1,200 годом позже.
David MacRae, Коммерческий директор компании Toshiba Air Conditioning, предполагает, что наличие тепловых насосов в кондиционерах воздуха может поставить под сомнение преобладание бойлеров, как на коммерческом, так и на бытовом отопительном рынке Великобритании. MacRae подчеркивает: "Это уже произошло во многих зданиях коммерческого назначения, разумеется, в розничном секторе. Жилой рынок несколько более инертный, однако, способность бытового кондиционера с тепловым насосом обеспечить 'бесплатное' охлаждение должно стать весомым преимуществом. Во Франции, например, в эксплуатации находятся двухзональные водяные системы – с подпольным отоплением на первом этаже, и фанкойлами с возможностью охлаждения и отопления на втором".
Около 90% всех сплит-систем на Британских островах в настоящее время имеют встроенные тепловые насосы. Как указывает Graham Wright из Sanyo: "Количество реверсивных клапанов – элементом в наружных блоках, предназначенных для переключения с режима охлаждения в режим обогрева и обратно – было весьма незначительным, однако сейчас подавляющее число сплит-систем оснащены этим устройством. Последние три с половиной года мы поставляем исключительно тепловые насосы".
Wright также считает, что рыночная ниша для систем, работающих только на охлаждение, все же существует, однако при этом подчеркивает: "Не думаю, что этот сегмент составляет более 1.5% от общего объема рынка, насчитывающего около 200,000 бытовых кондиционеров в год. Они действительно предназначены лишь для сложных серверных приложений, а также, самую малость, комфортного охлаждения".
Господин MacRae согласен: "Продажи наших систем “только охлаждение” практически нулевые. Эта тенденция началась 6-8 лет назад и быстро набирает обороты с того времени – в настоящий момент, тепловые насосы полностью доминируют на рынке... Мы серьезно рассматриваем вопрос закупки на склад исключительно кондиционеров “холод-тепло” со следующего года".
MacRae полагает, что монтажные организации могут извлечь значительную выгоду из установки кондиционеров воздуха, оснащенных тепловым насосом: "Очевидно, что пользователям, нуждающимся в охлаждении, также необходимо и отопление... Предприятие может установить тепловой насос и, в случае удовлетворения нормам программы Enhanced Capital Allowance (ЕСА) – Британского правительственного проекта предоставления налоговых льгот компаниям, использующим продукцию, сертифицированную ЕСА – требовать субсидию для компенсации стоимости установки.
Это означает, что домовладелец может установить систему отопления практически даром и сэкономить деньги на отоплении, в то время как в случае приобретения 'более дешевого варианта' и установки системы, работающей только в режиме охлаждения, получение субсидии невозможно и расходы на отопление будут естественно выше".
По мнению Господина Wright, бытовой сектор представляет монтажным компаниям прекрасные возможности для бизнеса: "Возьмем, например, оранжерею или теплицу – летом здесь необходимо комфортное охлаждение, а как насчет отопления в зимний период? Согласно правилам, в случае применения радиаторов, необходимо провести работы по подключению к коммуникациям здания, а в случае использования отдельного источника отопления, например, электронагревателя, делать ничего не надо.
"Электронагреватель обеспечивает значение коэффициента производительности COP около 0.8 или 0.9, в то время как у теплового насоса этот показатель гораздо выше – около 3.5".
Тем не менее, Graham Wright считает, что бытовой кондиционерный рынок особо не изменится в последующие пять лет: "Я не вижу каких-либо значительных трансформаций в этом секторе, поскольку электрическая инфраструктура в пределах Великобритании не позволит этому произойти. При систематической установке сплит-систем в каждую оранжерею или теплицу, эта тенденция довольно скоро прекратилась бы законодательно – в первую очередь, из-за проблем с энергоснабжением".
"Во-вторых, такие производители как DAIKIN, Sanyo и Mitsubishi не особо то и стремятся на этот рынок, т.к. в результате придется иметь дело с такими Британскими розничными гигантами в сегменте стройматериалов и товаров для обустройства дома, как Wickes и B&Q. Из своего запаса маржи, они выделят нам в лучшем случае 1% или 2%, оставив при этом 40% себе".
"И, наконец, монтажные компании далеко не многочисленны и вряд ли смогут безболезненно переварить значительный прирост на бытовом рынке".
Однако с коммерческой стороны, Wright видит определенный потенциал на будущее: "Этот сегмент будет продолжать развиваться. Одна из причин – мы стали свидетелями 100% роста эффективности за последние пять лет, и возможно увидим очередные 100% в последующие пять лет, т.е. среднее значение коэффициента производительности COP, судя по всему, увеличится с 3 до 6".
"Кроме того, будет иметь место процесс интеграции энерготехнологий на базе фотоэлементов, ветра и т.п. в проекты зданий различного назначения, что позволит снизить требования по электропитанию. А человек всегда ищет более легкий путь – разумеется, проще установить какой-нибудь сплит-кондиционер, чем попытаться разработать систему на охлажденной воде со всем необходимым оборудованием и прочими компонентами".
Британская Ассоциация Маркетинговых Исследований и Информации в Области Строительства BSRIA поддерживает данную точку зрения: "Будущее тепловых насосов на рынке Великобритании выглядит достаточно перспективным, поскольку производители и поставщики шведских и немецких систем этого типа уверены в дальнейшем ужесточении строительного законодательства в вопросах энергоэффективности, охватывающим в недалеком будущем также и рынок реконструкции зданий, помимо сектора новостроек".
Последние новости по тепловым насосам:
Приборы нагрева воды Экономический фактор "Тепловой насос". Расширение рынка с позитивным признаком Тенденции рынка тепловых насосов Германии и Франции 2007 года Конференция Международного Энергетического Агентства подтвердила огромный потенциал Тепловых Насосов
|
|