Логин:
Пароль:
Сохранить логин и пароль
Для получения логина и пароля пишите на почту do@planetaklimata.com.ua
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Европейский рынок тепловых насосов

(29.07.2016)

Тепловые насосы в настоящее время представляют собой бурно развивающийся сегмент рынка. Это обусловлено их высокой энергоэффективностью и, как следствие, значительным снижением эксплуатационных затрат. Причем с каждым годом технологии совершенствуются.

Количество установленных тепловых насосов в Европе приближается к 10 миллионам. В Украине, по самым смелым оценкам, речь идет о тысячах единиц оборудования, хотя рынок насыщен различными системами европейских, американских, китайских, украинских производителей. Основными факторами, сдерживающими рост рынка тепловых насосов (даже если не брать в расчет климатические условия), являются относительно невысокая стоимость эксплуатации газового магистрального оборудования, отсутствие программ поддержки и субсидирования конечного потребителя теплонасосного оборудования. Также имеют место малая информированность потенциальных потребителей и некоторое недоверие к данным системам.

Таким образом, сегодня основной украинский потребитель теплонасосного оборудования, будь то частное домовладение или более крупный объект, – это потребитель, поставленный в такие условия, что выбор теплонасосного оборудования является, по сути, практически единственным вариантом решения проблемы отопления/горячего водоснабжения. Но рост тарифов и высокая стоимость подключения газа все чаще подталкивают потребителя обратить внимание на тепловой насос как на теплогенератор для системы отопления и ГВС.

Европейская ассоциация по тепловым насосам (The European Heat Pump Association, EHPA)* представила данные по продажам теплонасосного оборудования в 2015 году, в рамках ежегодного отчета.

Согласно опубликованному отчету, в 2015 году европейский рынок тепловых насосов вырос на 10% по сравнению с данными 2014 года (рис. 1).

Статистика продаж тепловых насосов в Европе в 2005-2015 годах

Рис. 1. Статистика продаж тепловых насосов в Европе в 2005-2015 годах.

В результате зафиксирован рекорд по продажам, который составил 880179 единиц оборудования. И если с точки зрения роста рынка были и лучшие времена (2005–2007 года), то в абсолютных цифрах поставлен рекорд по продажам тепловых насосов за год.

Рост продаж на европейском рынке тепловых насосов в основном обусловлен динамично развивающимся сегментом воздушных тепловых насосов (источником низкопотенциальной тепловой энергии является воздух). В абсолютных цифрах рост продаж по сравнению с 2014 годом составил в сегменте «воздух–воздух» 46000 единиц, в сегменте «воздух–вода» 18000 единиц.

По странам наибольшее увеличение продаж тепловых насосов зафиксировано в Средиземноморском регионе – в Испании (+28000 шт.), Италии (+20000 шт.), Франции (+16000 шт.). Общая картина по всей Европе представлена на рис. 3.

Статистика продаж тепловых насосов с указанием долей продаж по типам оборудования

Рис. 2. Статистика продаж тепловых насосов с указанием долей продаж по типам оборудования.

На рис. 2 представлена статистика продаж теплонасосного оборудования в 2005–2015 годах, с разбивкой по типам оборудования. Наглядно виден рост продаж воздушных тепловых насосов. И если сравнить 2005 и 2015 года, то видно, что продажи геотермальных тепловых насосов (источником низкопотенциальной тепловой энергии является преимущественно грунт, также возможно использование поверхностных и грунтовых вод) остаются примерно на одном уровне, в продажах тепловых насосов «воздух–воздух» наблюдается рост порядка 25%, у тепловых насосов «воздух–вода», рост самый ощутимый – примерно в 6–7 раз.

Если говорить о продажах тепловых насосов в привязке к 1000 домовладений в конкретной стране (своего рода плотность распространения теплонасосного оборудования), то пятерка лидеров выглядит следующим образом: Швеция (30 на 1000), Норвегия (29,7 на 1000), Эстония (28 на 1000), Финляндия (23 на 1000), Дания (12,3 на 1000). Наибольший потенциал для роста наблюдается в Германии и Великобритании.

Количество проданных тепловых насосов по странам отражено на рис. 3. Пятерка лидеров: Франция (209000 шт.), Италия (121000 шт.), Швеция (103000 шт.), Испания (83000 шт.), Германия (70000 шт.).

Количество проданных тепловых насосов в 2015 году по странам

Рис. 3. Количество проданных тепловых насосов в 2015 году по странам.

Увеличению продаж тепловых насосов на европейском рынке способствует и то, что многие страны, в частности Франция, Швеция, Германия, ввели льготные программы в качестве поощрения за установку тепловых насосов. Кроме того, один из пунктов Плана Европейской комиссии «20–20–20»** устанавливает доведение доли энергии из возобновляемых источников до 20% от общего уровня энергопотребления.

Анализируя потенциал продаж (рис. 4), EHPA прогнозирует, что если европейские национальные рынки продаж достигнут уровня шведского рынка и темпы роста не уменьшатся, то в сравнительно небольшой срок количество тепловых насосов в Европе может вырасти до 60 млн. Этого достаточно, чтобы заменить российский газ, используемый на нужды отопления.

Потенциал продаж тепловых насосов в 2015 году в Европе

Рис. 4. Потенциал продаж тепловых насосов в 2015 году в Европе при условии, что спрос во всех европейских странах в пересчете на 1000 домовладений был бы аналогичен спросу в Швеции. Фактические продажи в 2015 году отмечены красной точкой.

По словам генерального секретаря EHPA Томаса Новака (Thomas Nowak) такие показатели еще не достигнуты. Но интерес к тепловым насосам в Европе постоянно растет. Все большее число экспертов приходят к выводу, что декарбонизация отопительного сектора невозможна без использования тепловых насосов. Население также обращается к данным технологиям. Отмечается рост числа городов, претендующих на награду EHPA «Город года по использованию тепловых насосов» («Heat Pump City of the Year»). Однако в Европейском союзе пока не созданы условия, способствующие широкому внедрению эффективных и лучших технологий.

* EHPA объединяет компании, представляющие индустрию тепловых насосов в Европе. Члены ассоциации – это производители тепловых насосов и компонентов, научно-исследовательские институты, университеты, лаборатории тестирования, энергетические агентства. Главная цель ассоциации EHPA – содействие повышению осведомленности и увеличению использования технологии тепловых насосов на европейском рынке, в жилом, коммерческом и промышленном секторах. Деятельность EHPA направлена на предоставление технико-экономической информации всем заинтересованным сторонам, в том числе национальным и местным органам власти. Все мероприятия ассоциации направлены на преодоление рыночных барьеров и распространение информации с целью ускорить развитие рынка тепловых насосов для отопления, охлаждения и горячего водоснабжения.

** Под планом «20–20–20» понимается достижение к 2020 г. трех ключевых показателей:

  • снижение выбросов парниковых газов на 20% от уровня 1990 года;
  • доведение доли энергии из возобновляемых источников до 20% от общего уровня энергопотребления;
  • увеличение средних показателей эффективности использования энергии на 20% по сравнению с уровнем 2007 года.

 

Правила использования материалов сайта

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10