Рынок холодильного оборудования по состоянию на конец 2011 - начало 2012 года(29.12.2011)
Снижение доходов населения вызвало закономерный спад потребительского спроса на продовольственные товары. Это сказалось на объемах товарооборота оптовых и розничных торговых сетей. В свою очередь это привело к тому, что и существующие складские площади не заполняются полностью. Стоит ли поминать, что основной хлеб холодильщиков – строительство холодильников, терминалов, новых линий по замораживанию и продажи прочих технологических аппаратов практически прекратились. Компании перебиваются почти случайными заказами и только фирмы с широчайшим ассортиментом, работающие в любой области холода от аммиака до фреона, могут чувствовать себя достаточно комфортно.
Ситуация закономерно ударила по крупным компаниям, занимающимся коммерческим оборудованием с раздутым штатом и большими кредитными линиями. Как известно, в холодильной отрасли весьма дорогостоящее оборудование и даже небольшой склад коммерческой, то есть самой ходовой и ликвидной техники, наполняется посредством суммы в сотни тысяч евро. Не все компании могут исключить из оборота две-три сотни тысячи евро на время от года до пяти лет, пока будет реализовано оборудование. Поэтому естественно для классического «развития бизнеса», о котором нам твердят экономисты всех мастей, берутся длинные и короткие кредиты. В условиях таких высоких процентных ставок, правовой неопределенности и общей ситуации в экономике, кредитование предприятия сейчас – практически первый шаг к его ликвидации. Это происходит из-за чрезмерной склонности к риску, отсутствию профессионализма как руководства, так и сотрудников, недостаточной проработанности или вообще отсутствию четкого понимания ассортимента товаров, пригодных для формирования склада. Штат сотрудников так же безобразно раздувается, пожирая всю прибыль, поскольку вместо повышения зарплаты квалифицированному работнику и его дополнительным материальным поощрениям при повышении круга обязанностей, набираются все новые и новые работники. В итоге для переноски метрового отрезка трубы диаметром 100 мм на расстояние 100 м, используется три (!) человека и один начальник, чтобы они не разбежались по дороге (если бы это была шутка, реальный случай на одном из объектов). Разумеется, говорить об эффективности работы таких компаний можно лишь условно.
![Рынок холодильного оборудования Рынок холодильного оборудования](/cms_files/Image/news740.jpg)
Большой проблемой является и неопределенность как общей экономической ситуации в мире, так ситуации внутри в стране. Каков горизонт планирования бизнеса, когда можно успешно кредитоваться и строить долговременные стратегии развития? Разумеется, минимум пять лет. Это позволяет рассчитать хотя бы примерно общие затраты, умножить их на 1.5, учитывая непредвиденные затраты, и еще на 1.1 на учет непредвиденности самих непредвиденных затрат (учимся у законов Мерфи). А каков горизонт планирования сейчас? Максимум год. За год, как правило, создается крупный терминал или Ледовый Дворец. Но это только работы холодильщиков и строителей, а весь подготовительный этап занимает один-два года. Поэтому и опасаются пищевики возводить что-то крупное, за прошедшие три года серьезные объекты в стране можно пересчитать по пальцам максимум двух рук. И их число вряд ли увеличится в будущем году, поскольку подготовительный этап по объектам в этом году практически не велся, то есть предприятия начнут готовить проекты в 2012 году, а наши работы по ним начнутся к середине 2013 года.
Интересна ситуация с поставщиками. Известно, что холодильная техника производится в основном в Европе и даже если она делается в Китае, то все равно попадает к нам через Европу. Техника США или Японии занимает малый сектор в холодильной отрасли нашей страны, первые из-за негибкой политики продаж и не отлаженных трансатлантических перевозок, вторые из-за чрезмерной дороговизны. Поэтому нас интересуют поставщики из Европы, а следовательно из зоны евро. А зона евро как-то стремительно расползается по швам, есть мнение, что Германии стоит вернуться к маркам. Ибо только Германия и Франция вытягивают общую экономику, ну может быть, помогает Италия. Но все теперь знают, что у той же Италии госдолг составляет 150% ВВП, и как такое положение изменить не знает никто. Такие малозаметные страны как Греция, Испания, Португалия просто убивают экономику Евросоюза. А есть еще Румыния, Эстония и прочие новые члены Евросоюза, которые никогда не смогут выплатить полученные кредиты и являются откровенным балластом. Все это вызывает опасения по будущему евро, а следовательно по ценам на европейскую продукцию, то есть на холодильную технику и комплектующие. Для нас падение евро стало бы большим подспорьем, поскольку цены на немецкую продукцию упали бы на 50%, французскую - на 70%, итальянскую и испанскую в разы. Примером может служить британская, чешская или шведская продукция, имеющая стоимость почти как китайская, при неизмеримо более высоком качестве. Все из-за использования собственных валют, которые, в отличие от евро, прекрасно себя чувствуют.
Таким образом, ожидать, что 2012 год принесет массу новых и хороших заказов не стоит. Небольшие реконструкции, поставка запасных частей, небольшие монтажи и продажи, думаю, это более реальная картина на первое полугодие, если, конечно, ничего не изменится на мировом рынке. Холодильная отрасль достаточно инерционна и стабильна, компании, работающие по 10-20 лет на рынке, практически не меняются, появляются какие-то лидеры, затем они уходят, образуются монополисты по какому-то сектору, они исчезают, мыльные пузыри, получающие финансирование из других отраслей также могут просуществовать год-ругой, что для полутора веков существования промышленного холода даже незаметно. Как и везде, компании, созданные профессионалами, достаточно стабильно, слегка видоизменяясь, остаются на плаву. Залог их успеха - точное понимание ситуации, отсутствие неоправданного риска, своевременное освоение новинок, при общей направленности на консерватизм и традиционность.
Невзирая на слегка унылую картину, нарисованную мною выше, такова реальность, она лишь иногда скрашивается Днем Холодильщика, удачным и красочным объектом или введением беспошлинного ввоза оборудования для какой-либо отрасли. Холодильная отрасль славится стабильностью, по сравнению с другими, мы пережили и смену режимов и кризисы и все что предстоит, так же переживем.
В 2012 году хотелось бы пожелать, чтобы мы ошиблись в прогнозах, баррель снова взвился вверх, зарплаты повысились, все пищевые предприятия решили бы срочно расширяться и менять оборудование на самое современное. Тогда холодильщики трудились бы не покладая рук, мы же народ работящий, и что нам нужно – всего лишь хороший объект.
Всем в новом году, прежде всего, здоровья, отдыхайте почаще, ну и хороших объектов!
Правила использования материалов сайта
|
|