Логин:
Пароль:
Сохранить логин и пароль
Для получения логина и пароля пишите на почту do@planetaklimata.com.ua
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Рынок холодильного оборудования по состоянию на конец 2011 - начало 2012 года

(29.12.2011)

Снижение доходов населения вызвало закономерный спад потребительского спроса на продовольственные товары. Это сказалось на объемах товарооборота оптовых и розничных торговых сетей. В свою очередь это привело к тому, что и существующие складские площади не заполняются полностью. Стоит ли поминать, что основной хлеб холодильщиков – строительство холодильников, терминалов, новых линий по замораживанию и продажи прочих технологических аппаратов практически прекратились. Компании перебиваются почти случайными заказами и только фирмы с широчайшим ассортиментом, работающие в любой области холода от аммиака до фреона, могут чувствовать себя достаточно комфортно.

Ситуация закономерно ударила по крупным компаниям, занимающимся коммерческим оборудованием с раздутым штатом и большими кредитными линиями. Как известно, в холодильной отрасли весьма дорогостоящее оборудование и даже небольшой склад коммерческой, то есть самой ходовой и ликвидной техники, наполняется посредством суммы в сотни тысяч евро. Не все компании могут исключить из оборота две-три сотни тысячи евро на время от года до пяти лет, пока будет реализовано оборудование. Поэтому естественно для классического «развития бизнеса», о котором нам твердят экономисты всех мастей, берутся длинные и короткие кредиты. В условиях таких высоких процентных ставок, правовой неопределенности и общей ситуации в экономике, кредитование предприятия сейчас – практически первый шаг к его ликвидации. Это происходит из-за чрезмерной склонности к риску, отсутствию профессионализма как руководства, так и сотрудников, недостаточной проработанности или вообще отсутствию четкого понимания ассортимента товаров, пригодных для формирования склада. Штат сотрудников так же безобразно раздувается, пожирая всю прибыль, поскольку вместо повышения зарплаты квалифицированному работнику и его дополнительным материальным поощрениям при повышении круга обязанностей, набираются все новые и новые работники. В итоге для переноски метрового отрезка трубы диаметром 100 мм на расстояние 100 м, используется три (!) человека и один начальник, чтобы они не разбежались по дороге (если бы это была шутка, реальный случай на одном из объектов). Разумеется, говорить об эффективности работы таких компаний можно лишь условно.

Рынок холодильного оборудования

Большой проблемой является и неопределенность как общей экономической ситуации в мире, так ситуации внутри в стране. Каков горизонт планирования бизнеса, когда можно успешно кредитоваться и строить долговременные стратегии развития? Разумеется, минимум пять лет. Это позволяет рассчитать хотя бы примерно общие затраты, умножить их на 1.5, учитывая непредвиденные затраты, и еще на 1.1 на учет непредвиденности самих непредвиденных затрат (учимся у законов Мерфи). А каков горизонт планирования сейчас? Максимум год. За год, как правило, создается крупный терминал или Ледовый Дворец. Но это только работы холодильщиков и строителей, а весь подготовительный этап занимает один-два года. Поэтому и опасаются пищевики возводить что-то крупное, за прошедшие три года серьезные объекты в стране можно пересчитать по пальцам максимум двух рук. И их число вряд ли увеличится в будущем году, поскольку подготовительный этап по объектам в этом году практически не велся, то есть предприятия начнут готовить проекты в 2012 году, а наши работы по ним начнутся к середине 2013 года.

Интересна ситуация с поставщиками. Известно, что холодильная техника производится в основном в Европе и даже если она делается в Китае, то все равно попадает к нам через Европу. Техника США или Японии занимает малый сектор в холодильной отрасли нашей страны, первые из-за негибкой политики продаж и не отлаженных трансатлантических перевозок, вторые из-за чрезмерной дороговизны. Поэтому нас интересуют поставщики из Европы, а следовательно из зоны евро. А зона евро как-то стремительно расползается по швам, есть мнение, что Германии стоит вернуться к маркам. Ибо только Германия и Франция вытягивают общую экономику, ну может быть, помогает Италия. Но все теперь знают, что у той же Италии госдолг составляет 150% ВВП, и как такое положение изменить не знает никто. Такие малозаметные страны как Греция, Испания, Португалия просто убивают экономику Евросоюза. А есть еще Румыния, Эстония и прочие новые члены Евросоюза, которые никогда не смогут выплатить полученные кредиты и являются откровенным балластом. Все это вызывает опасения по будущему евро, а следовательно по ценам на европейскую продукцию, то есть на холодильную технику и комплектующие. Для нас падение евро стало бы большим подспорьем, поскольку цены на немецкую продукцию упали бы на 50%, французскую - на 70%, итальянскую и испанскую в разы. Примером может служить британская, чешская или шведская продукция, имеющая стоимость почти как китайская, при неизмеримо более высоком качестве. Все из-за использования собственных валют, которые, в отличие от евро, прекрасно себя чувствуют.

Таким образом, ожидать, что 2012 год принесет массу новых и хороших заказов не стоит. Небольшие реконструкции, поставка запасных частей, небольшие монтажи и продажи, думаю, это более реальная картина на первое полугодие, если, конечно, ничего не изменится на мировом рынке. Холодильная отрасль достаточно инерционна и стабильна, компании, работающие по 10-20 лет на рынке, практически не меняются, появляются какие-то лидеры, затем они уходят, образуются монополисты по какому-то сектору, они исчезают, мыльные пузыри, получающие финансирование из других отраслей также могут просуществовать год-ругой, что для полутора веков существования промышленного холода даже незаметно. Как и везде, компании, созданные профессионалами, достаточно стабильно, слегка видоизменяясь, остаются на плаву. Залог их успеха - точное понимание ситуации, отсутствие неоправданного риска, своевременное освоение новинок, при общей направленности на консерватизм и традиционность.

Невзирая на слегка унылую картину, нарисованную мною выше, такова реальность, она лишь иногда скрашивается Днем Холодильщика, удачным и красочным объектом или введением беспошлинного ввоза оборудования для какой-либо отрасли. Холодильная отрасль славится стабильностью, по сравнению с другими, мы пережили и смену режимов и кризисы и все что предстоит, так же переживем.

В 2012 году хотелось бы пожелать, чтобы мы ошиблись в прогнозах, баррель снова взвился вверх, зарплаты повысились, все пищевые предприятия решили бы срочно расширяться и менять оборудование на самое современное. Тогда холодильщики трудились бы не покладая рук, мы же народ работящий, и что нам нужно – всего лишь хороший объект.

Всем в новом году, прежде всего, здоровья, отдыхайте почаще, ну и хороших объектов!

 

Правила использования материалов сайта

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Incorrect $cc