Самым опасным парниковым газом оказался не СО2, а гексафторид серы(28.10.2009)
Эксперты бьют тревогу: они обнаружили весьма значительное расхождение между реальным содержанием в атмосфере одного из парниковых газов и тем количеством, о котором страны-участницы Киотского протокола официально доложили в Секретариат ООН по климату.
Речь идет о соединении, занимающем последнее место в киотском перечне газов, выбросы которых подлежащих учету. Его химическая формула - SF6. Что же это за газ? "SF6 - это гексафторид серы, - говорит голландец Питер Танс (Pieter Tans), научный сотрудник лаборатории мониторинга и анализа климата Национального управления по океану и атмосфере США. - Думаю, большинство людей никогда даже не слышали такого названия".
Гексафторид серы очень важный газ: он предотвращает пожары. "SF6 применяется для подавления искрообразования в высоковольтных электроустановках, - поясняет Питер Танс. - Если бы в трансформаторах, коммутационных устройствах и тому подобном электрооборудовании не было этого защитного газа, то при каждом переключении рубильника возникал бы пожар. Кроме того, SF6 используется в качестве защитного газа и при производстве магния, поскольку этот металл в процессе плавления легко воспламеняется".
SF6 получил столь широкое применение потому, что он не ядовит и химически крайне инертен. Но эти достоинства являются и его крупными недостатками с точки зрения экологии.
Понятно, почему SF6 входит в число "киотских" газов. Национальное управление по океану и атмосфере США, где анализируются данные 60 метеостанций, разбросанных по всему миру, пребывает в растерянности. "Мы обнаружили, что в последнее время мировые объемы эмиссии SF6 выросли, - поясняет Питер Танс. - Между тем, по информации, представленной в ООН промышленно развитыми странами, эти объемы сокращаются. Тут что-то не так! Если суммировать все официально задекларированные выбросы, мы получим от силы 30 процентов того объема эмиссий, который мог бы объяснить реально наблюдаемую концентрацию SF6 в атмосфере".
Информацию, собранную американцами, подтверждают и японские ученые. Сходные данные получили и специалисты в области физики атмосферы из Гейдельбергского университета. Для объяснения обнаруженного феномена у специалистов есть всего две версии: либо из трансформаторов и плавильных печей промышленно развитых стран в атмосферу улетучивается больше газа, чем они об этом сообщают, либо источником выбросов являются вовсе не промышленно развитые, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.
Скорее всего, тут играют роль оба фактора, - полагает Питер Танс: "Я не могу утверждать это со всей определенностью, но многое указывает на то, что подлинные масштабы утечки SF6 из промышленных установок недооценены, а потому и официальные данные, представляемые в ООН, сильно занижены. С другой стороны, большая часть выбросов SF6 приходится на долю Китая. Там идет стремительная электрификация, чуть ли не еженедельно вступают в строй новые электростанции. Сколько при этом расходуется SF6, никто точно не знает. А кроме того, Китай не входит в число стран, обязанных отчитываться по этому показателю".
Среди всех парниковых газов, перечисленных в Киотском протоколе, гексафторид серы до сих пор пользовался наименьшим вниманием общественности. В середине декабря в Копенгагене пройдет 15-я международная конференция по проблеме климата. На ней должен быть согласован новый протокол к Рамочной конвенции ООН, призванный прийти на смену Киотскому и придать мощный импульс борьбе с глобальным потеплением. Этот протокол - так же, впрочем, как и его предшественник, - обяжет подписавшие его страны не только снизить до определенного уровня объемы эмиссии парниковых газов, но и вести их строгий учет.
В сознании рядового жителя нашей планеты понятие "парниковый газ" ассоциируется, прежде всего, с углекислым газом, затем - с метаном и с закисью азота, более известной под названием "веселящий газ". Именно эти три вещества возглавляют перечень парниковых газов, приведенный в приложении А к Киотскому протоколу, однако ими перечень подлежащих учету газов отнюдь не исчерпывается.
Сегодня промышленность проводит испытания целого ряда альтернативных соединений, призванных заменить гексафторид серы. Результаты испытаний пока неизвестны, но проблему так или иначе надо решать. Ведь, по словам профессора Хартмута Грассля, много лет возглавлявшего гамбургский Институт метеорологии Общества Макса Планка, "с точки зрения парникового эффекта один килограмм SF6 эквивалентен 10 тоннам СО2".
|
|