Логин:
Пароль:
Сохранить логин и пароль
Для получения логина и пароля пишите на почту do@planetaklimata.com.ua
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Mitsubishi намерена спасать экономику Украины

(28.07.2009)

Что кроме автомобилей может принести в экономику Украины корпорация Mitsubishi?

Когда премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в марте этого года вылетала в Японию, она включила в официальную делегацию миллиардеров Константина Жеваго и Сергея Таруту. Выбор попутчиков был сделан неспроста - оба являются клиентами корпорации Mitsubishi. Очевидно, расчет делался на то, что бизнесмены при непосредственном общении с японцами смогут закинуть наживку и поймать очередную порцию столь необходимых инвестиций. И улов превзошел все ожидания.

Оказалось, что японцы видят в отсталой украинской промышленности, энергетике и газотранспортной системе настоящую "золотую жилу" для своих невостребованных на развитых стагнирующих рынках инновационных технологий. Поэтому Mitsubishi и Sumitimo Group - фактически единственные иностранные компании, которые начинают реализовывать в Украине крупные промышленные и энергетические проекты, несмотря на бушующий кризис и окружающую нестабильность. Однако хватит ли уже украинским партнерам последовательности, денег, желания и расторопности, дабы довести задуманную японцами перестройку Украины до конца?

Настоящие друзья

Юридическая фирма "Астерс" на прошлой неделе сообщила, что предоставила для Mitsubishi Chemical Holdings Corporation консультации относительно получения разрешения АМКУ на приобретение контрольного пакета акций ведущего мирового производителя пластиковых изделий швейцарской компании Quadrant AG. Какое отношение имеет Украина к японо-швейцарской сделке, объяснили в ИК Astrum. Там утверждают, что Quadrant AG владеет у нас рядом предприятий химического направления, а именно - ООО "Отава" (Киев), Бердичевским машиностроительным заводом "Прогресс" и ООО "РИГ" (Киев). Таким образом, через приобретение швейцарской фирмы Mitsubishi впервые получит контроль над украинскими предприятиями. Не исключено, что это стало одним из факторов, подтолкнувших президента другого подразделения корпорации Mitsubishi Heavy Industries Кадзуо Цукуда заявить об открытии представительства компании в Киеве.

Обсуждая нюансы работы своей компании на украинском рынке с Юлией Тимошенко, г-н Цукуда пообещал оправдать возлагаемые на него надежды. А надежды возлагаются действительно огромные. Во-первых, японцы смогут спасти оказавшийся на грани выживания "Южмаш" из-за банкротства проекта "Морской старт". Mitsubishi совместно с Sumitomo Group будут производить на предприятии ветроагрегаты мощностью 1 и 2,4 МВт. Согласно сообщению пресс-службы НАЭР, соответствующий меморандум был подписан 9 июля, а реализацию первого пилотного проекта с прямыми японскими инвестициями планируется начать на днепропетровском заводе уже в этом году. Во-вторых, большие надежды правительство возлагает на строительство японцами новой современной угольной ТЭС мощностью 600 МВт и на разработку ими ТЭО строительства энергоблоков на суперсверхкритических параметрах.

Отдельно следует упомянуть об идее отдать японцам проект строительства метрополитена в Донецке и Днепропетровске. Однако какой-либо внятной реакции от руководства Mitsubishi на данное предложение не последовало, поэтому, скорее всего, спускаться под землю в городах-миллионниках японцы пока не будут. Вообще-то им и без метрополитена работы в Украине предостаточно.

Например, модернизация газотранспортной системы. Здесь японцы взялись за дело всерьез и с большим размахом. 13 июля Mitsubishi Group и турецкая Сalik Group предложили Украине бесплатно разработать технико-экономическое обоснование возведения первого морского терминала по приему сжиженного газа в танкерах. Приблизительная стоимость такого строительства оценивается в $750-800 млн, а пропускная способность составит 10 млрд кубометров, или около трети всего украинского импорта голубого топлива в нынешнем году. Японцы также считают, что масштабы модернизации промышленных объектов и уже существующей газотранспортной системы потребуют строительства завода по производству котлов, тепловых насосов и газопоршневых двигателей. К тому же в апреле стало известно, что ДМК им. Дзержинского намерен при участии Mitsubishi построить газогенераторную станцию стоимостью $300 млн.

Безусловно, развернуть такую бурную деятельность в Украине японская корпорация не смогла бы, если бы наш рынок не был ей хорошо знаком. Но Mitsubishi уже несколько лет подряд и без всесторонней поддержки правительства сотрудничает с украинским крупным бизнесом. В частности японский концерн выиграл тендер на поставку "Индустриальному союзу Донбасса" газотурбинных установок, работающих на металлургических газах, которые создаются в процессе выплавки стали. Интересно, что реализовать данный проект группе "ИСД" помогли все те же японцы, предоставившие группе Сергея Таруты льготный кредит от Japan bank (JBIC).

Константину Жеваго сотрудничество с Mitsubishi, после того как он купил у них первый блок парогазовой электростанции для потребностей своего метзавода "Ворскла-сталь", настолько понравилось, что миллиардер даже возглавил парламентскую группу дружбы с Японией. Еще одним фактором традиционного интереса корпорации к Украине является межгосударственное соглашение по продаже квот в рамках Киотского протокола, поскольку Mitsubishi активно внедряет экологические проекты в промышленности и энергетике.

Вопрос жизни-смерти

До недавнего времени бренд Mitsubishi для украинцев ассоциировался исключительно с добротными автомобилями. Однако на самом деле это является только небольшой частью бизнеса корпорации. Более существенный оборот осуществляется в химическом и машиностроительном подразделениях группы. Поэтому интересы японской компании в Украине с ее развитыми химической и машиностроительной отраслями могут быть весьма широки.

Руководитель аналитического департамента ИГ "Сократ" Константин Степанов считает, что интересы Mitsubishi в Украине могут варьироваться от покупки активов в химической и фармацевтической отрасли до внедрения новых технологий в производстве на промышленных предприятиях. "У компании за прошедший год чистая прибыль составила $1,652 млрд., поэтому деньги есть и для приобретений. Обычно крупные японские компании рассматривают варианты вхождения в бизнес от 25% вплоть до контрольного пакета. Суммы в зависимости от покупаемого объекта могут доходить до $100-200 млн.", - отмечает эксперт.

Несколько иного мнения придерживается начальник инвестиционно-банковского отдела ИК "Тройка Диалог Украина" Игорь Петрашко. Он утверждает, что интерес Mitsubishi будет проявляться не через прямые инвестиции и покупку компаний, а скорее всего через желание компании поучаствовать в модернизации или проектах, где могут быть использованы те продукты, которые производит она сама. Петрашко убежден, что японская корпорация рассматривает рынок Украины с точки зрения сбыта своей продукции. "Мы расцениваем этот шаг как положительный, поскольку компания производит высокотехнологичную, энергосберегающую продукцию. Если инвестиции и будут, то они будут в первую очередь реализованы через торговое финансирование, предоставление кредитных рассрочек или лизинг", - считает он.

Но на вопрос, почему японская корпорация развила такую активность на украинском рынке именно сейчас, многим аналитикам ответить трудно. Некоторые из них допускают, что премьер что-то пообещала японцам в плане налоговых льгот или преференций. Не исключено также, что правительство намекнуло, что не будет возражать против участия Mitsubishi в одном из будущих крупнейших инвестиционных проектов - модернизации многострадальной ГТС.

Энергосберегающие технологии в Украине практически не развиваются, хотя потребность в них растет с каждым годом. Япония, в свою очередь, имеет большой опыт в этой сфере, что является залогом успешного проведения подобных мероприятий у нас в стране. Особенно важно то, что Mitsubishi и Sumitomo согласились работать с украинскими предприятиями именно тогда, когда вопрос их технического перевооружения уже стал вопросом жизни и смерти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10